На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Украина в Огне

16 632 подписчика

Андреевский флаг для «Мистраля»

Париж, грозивший в отместку за Украину задержать передачу России нового вертолетоносца, пошел на попятную.

Париж пал под натиском российских дипломатов, юристов, военных моряков и здравого смысла. Примерно так, видимо, можно оценить эту новость: представитель французской судостроительной компании STX 27 октября сообщил, что первый вертолетоносец типа «Мистраль», который построен на ее верфях, будет передан ВМФ РФ «через несколько дней или недель». Предварительно церемония его передачи российскому экипажу назначена на 14 ноября. То есть – в срок, согласно действующему контракту. К великому негодованию Вашингтона, Варшавы, Киева, НАТО и прочих нынешних недругов Москвы.

Вообще-то к этому шло. Соединенные Штаты и Брюссель давно выкручивали руки президенту Франции Франсуа Олланду требованиями проявить «атлантическую солидарность» и ни в коем случае не передавать русским «Мистрали». Потому что те, дескать, тут же используют их против Украины, Грузии или другой такой же «свободолюбивой» страны.

Предлагали даже, на худой конец, выкупить корабли у французов и передать их под объединенное командование НАТО. Но как Олланду было пойти на такое? 3 сентября он, правда, произнес нечто невнятное: мол, поставка первого «Мистраля», уже названного русскими «Владивостоком», может быть приостановлена из-за непрекращающихся вооруженных столкновений в Донбассе. Но от контракта Франция не отказывается, тут же заверил Олланд. Боже упаси! Просто сроки поставки будут, возможно, перенесены…

Еще бы в Париже отказались! «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS заключили контракт на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль» в июне 2011 года. Сумма сделки составляет 1,2 миллиарда евро. Деньги были исправно переведены нашей страной. Что произошло бы, если бы Олланд сдался и на радость американцам контракт разорвал? Ну, во-первых, те самые 1,2 миллиардов евро надо было бы немедленно вернуть.

Во-вторых, в случае, если задержка с передачей нам «Владивостока» составила бы хотя бы 120 дней, на 121-й и в каждый последующий пришлось бы доплачивать Москве еще по миллиону евро – ежесуточно!

В-третьих, репутация Франции, как надежного поставщика оружия за рубеж, была бы безнадежно подорвана.

В-четвертых, рабочих верфей в Сен-Назере и их смежников пришлось бы массово лишить работы, что чревато для президента с точки зрения внутренней политики.

В-пятых, возникал и такой вот любопытный вопрос: а что делать с кормовой частью корабля? Ведь строили ее в Санкт-Петербурге на ОАО «Балтийский завод» по французскому проекту, на буксире тащили в Сен-Назер. Корма-то «Владивостока» точно изначально принадлежит России. Понимая шаткость любых аргументов против этого, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин иронично предположил, что корму вертолетоносца в случае разрыва контракта «придется отодрать».

Наконец, Олланду пришлось бы долго отмываться от клички «пудель Вашингтона», которой его за эти самые метания уже успела наградить лидер партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен. А сделать это было бы трудно. Особенно, если все видят – точно, «пудель»!

В общем, как ни корежит Париж, но к огорчению американцев и их сателлитов «Владивосток» придется отдавать в срок. Тем более что рядом с ним с июня стоит у причала пришедший во Францию из Кронштадта учебный корабль «Смольный». А на нем не только заканчивающий стажировку российский экипаж, но и часть команды следующего такого же вертолетоносца, который тоже строится в Сен-Назере – «Севастополя». Он заложен в июне прошлого года. Передача российской стороне должна состояться в 2015 году.

Таким образом, «французская» часть этой эпопеи, скорее всего, завершится благополучно. Но потом начнется не менее захватывающая – российская! Потому что нам придется все же определиться: а зачем мы за гигантские деньги купили такое счастье?

Мнения опрошенных «Свободной прессой» в свое время экспертов были категоричны. Вот, скажем, что говорил президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков:

— Сделка по покупке «Мистралей» — измена Родине в чистом виде. Ни секунды не сомневаюсь, что произведена она в чьих-то шкурных интересах.

«СП»: — На чем строится ваша убежденность в ненужности «Мистралей»?

— Ничего кроме головной боли нашему флоту французские корабли не принесут по нескольким причинам. Первое – горюче-смазочные материалы, которые на них используются, сильно отличаются от наших. Значит, их надо или учиться производить или покупать за рубежом. То же самое с запчастями и боеприпасами.

Второе – эти корабли строились для операций в Средиземном море или в южных районах Атлантики. К плаванию во льдах они не готовы, корпус слабый. А у нас таких районов полно.

«СП»: — Ну, а третье?

— Третье – средства самообороны у «Мистраля» очень слабые. Боевая устойчивость очень низкая. Значит, даже в локальном конфликте для него нужен сильный ордер кораблей охранения. Сформировать таковой при нынешнем состоянии нашего ВМФ проблематично.

Или вот мнение бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова:

— Покупка «Мистралей» — чушь полная! Мы начали строить крупные десантные корабли еще в середине 70-х. Первый корабль такого класса — «Иван Рогов» — вошел в состав флота в 1978 году. Создал «Ивана Рогова» завод «Янтарь» в Калининграде. Я его хорошо знаю. По боевым возможностям он сопоставим с «Мистралем».

В общем, никто, включая бывших и нынешних флотоводцев, так и не пояснил обществу, на что мы потратили миллиарды евро. Можно лишь предположить, что со стороны Москвы это была политическая плата бывшему президенту Франции Николя Саркози за сравнительно мягкую позицию во время вооруженного конфликта с Грузией в 2008 году, оставшегося в истории как «война 08.08.08».

Но если два огромных корабля у нас теперь, считай, в кармане, их нужно ведь под что-то приспособить? Например, под штабной корабль для нашего флотского соединения, сформированного в Средиземном море. Но, увы, для службы вдали от родных берегов ему требуется хотя бы мощное зенитное вооружение. Его на «французском» варианте «Мистраля» нет совершенно. Поэтому артустановки и ракеты придется ставить в России. Судостроители в Сен-Назере места готовят заранее. Поэтому от них стало известно, что набор вооружения и «Владивостока», и «Севастополя» будет таким: артиллерийские установки АК-630 калибра 30 миллиметров в передней части по правому борту и в задней части корабля по левому борту. Пусковые установки зенитного ракетного комплекса 3М47 «Гибка» разместятся спереди по правому борту и сзади — по левому.

По данным генерального конструктора ОКБ Камова Сергея Михеева, на «Владивостоке» и «Севастополе» будут размещаться по 16 вертолетов. Стандартный набор — 8 боевых Ка-52К и 8 транспортных Ка-29. На ангарную палубу они вполне поместятся. А вот проем в районе лифтов, на которых их предстоит поднимать на палубу, маловат. Его придется увеличивать уже в России.

Хуже с корпусами. Они слабы и абсолютно не приспособлены к плаванию в арктических районах. Поэтому путь в Северный Ледовитый океан или к Аляске для новобранцев нашего ВМФ заказан.

В общей сложности, как считается, доводить до ума каждый вертолетоносец на наших заводах придется еще по году. Примерно столько, сколько эти корабли строили французы. Но отсюда еще один урок для России: надо строить быстро. А не тянуть бесконечную волынку, как с заложенным на калининградском заводе «Янтарь» еще в 2004 году большим десантным кораблем «Иван Грен» проекта 11711, головном в запланированной серии. На воду «Ивана Грена» спустили через восемь лет — в 2012-м. Но конца стройки не видно и сегодня.

Если будем так работать — никуда нам от «Мистралей» не деться и впредь.

Из досье «СП».

Тактико-технические характеристики десантно-вертолетного корабля-дока типа «Мистраль» (Франция):

Водоизмещение — 21300 тонн.

Длина — 199 метра.

Ширина — 32 метра.

Осадка — 6,2 метра.

Скорость — 18,8 узла.

Дальность плавания — до 19800 миль.

Вертолетная группа — 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолета). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов.

Вооружение — 4 десантных катера или 2 судна на воздушной подушке, до 13 танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).

 

Источник

Картина дня

наверх